Расселение потомков татарского князя Дашки в 18-19 веках по материалам ревизских сказок

Дашкина Рита Римовна (г.Стерлитамак республика Башкортостан)

“Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня !

Земля была б без них мертва,

Как  без оазисов  пустыня.

И как алтарь без божества».

Александр Сергеевич Пушкин  

Предки князя Дашки

История рода татарских князей Дашкиных насчитывает всего 400 лет, документы с того времени или их переписанные копии достаточно хорошо сохранились в архивах, поэтому у нашего поколения  Дашкиных есть прекрасная возможность проследить свой род начиная с князя Дашки Худякова, которого  “не стало на земской службе под Москвой в полках в 1611 году” , до наших дней.

Немного о предках князя Дашки. Известно, что князь Дашка был сыном князя Кудаша и внуком князя Акчуры Адашева, Адаш могло быть не именем, а прозвищем. Адаш переводится с татарского как тезка, отца Акчуры звали  Мамет (Мухамет), его отец  Мурат, отец Мурата Кудай-Бердей (Худайберды), его отец Ханубек, отец Ханубека легендарный властитель Мещеры князь Бехан, имя отца которого  неизвестно, а дед был князь Сеид-Ахмет.

Основатель Саровского монастыря Иоанн в своей летописи упоминает, что на месте монастыря во времена Золотой Орды стоял столичный (царский) город. Построил его в 1298 году один из татарских военачальников, князь Бахмет. Именно Первоначальник Иоанн впервые в своих записях называет этот древний город Сараклычом. Сараклыч, как пишут монахи в своих летописях, собирал дань с населения покоренной округи. По этой легенде Сараклыч был столицей недолго, всего девяносто лет. После победы Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1389 году последний правитель Сараклыча, князь Бехан, покинул город и ушел за реку Мокшу. Место пришло в запустение, и позднее его прозвали Старым городищем.

Название города Сарыклыч можно расшифровать как Сарык Алач-олыч-улус – доля,  удел Сарыка из отцовской и дедовской земли. “Золотая сабля” – это слишком вольный перевод, так города не назывались.

Города и села  частенько переименовывались в честь новых правителей, старост,  в документах  писались как новые так и старые названия, к тому же, основывая новые поселения, переносили на них названия прежних, отсюда часто путаница, так одни и те же названия были у разных населенных пунктов и несколько у одного и того же. После захвата Борисом Городецким в 1378г., когда татары Бехана покинули Сарыклыч, разрушенный город называли Борисовым городищем.

Городище – остатки древнего укрепленного поселения или города. В статьях о Сарыклыче упоминаются еще названия Арнач, Орнач, Урнач, Магнач. Не знаю, как перевести точно, но  города с таким названием были в Средней Азии (Ургенч, у которого так же было много названий) и на Кавказе (Арнач).  Ар переводят как вода, река, еще как вал, возвышение, верховье реки,  Урнач-можно перевести как  устроенность. То есть это не личное название города, а общее название – городок, город на воде, крепость.   Мангач по аналогии с мангалом можно перевести как место после пожара, пепелище.

Сарыклыч принадлежал Бахмету и его потомкам. Возможно, что Бехан, правитель Сарыклыча, был внуком Бахмета Ширинского, снова трансформация имени Бий Ахмет, Сеид Ахмет всего лишь разные формы одного имени. Прибавка к имени Сеид говорит о принадлежности к роду Сеидов (потомков пророка Мухаммеда) со стороны матери. Представители татарской элиты вступали в браки с представителями рода Сеидов, потомков пророка Мухаммеда, являвшимися в то время духовными лидерами татарского народа. Сеидство наследовалось так же по женской линии. Альмира Зиевна Валитова говорит, что мы род Сеидов, это значит, что беханиды, возможно, еще задолго до  князя Дашки получили по женской линии кровь Сеидов.

У меня есть версия, что Бехан и хан Сарык, которому приписывают одновременное с Беханом  владение  мещерским  городом Сарыклычем, один и тот же человек. Беханулуч – согласитесь, не звучит, в то время как Сарыклыч – звучно, по аналогии с Сараем, золотой, столичный городок.

В то время у знатных персон было несколько имен или же одно имя, которое могло в разных документах по разному варьироваться, еще титулы,  были и прозвища. Современники прекрасно знали все имена и титулы,  позже память была утеряна, и мы можем сделать вывод об этом только анализируя разные источники.

Сарык не имя, а прозвище по цвету волос: Сары – желтый,  Сарык- Светловолосый. Так еще  называли половцев, хотя не все половцы были блондины. а только часть, но относительно остальных тюркских племен у них было больше светловолосых. Многие потомки Бехана статные, рослые, со светлыми волосами и глазами.

В документах сохранилось имя Сарыка как активной политической фигуры того времени. Имя же Бехан осталось только в памяти потомков и в документах из архива Саровского монастыря. К тому же у Бехана и его сына Ханбека было практически одно имя, и то, что Бехан покинул Сарыклыч может относиться к его сыну. Имена Ханбек и Бихан(Бикхан) имеют одинаковые значения Би(Бек, Бей)-господин + Хан. Они не были ханами, только князьями, значит Хан было имя. Хан и Ханбек. С традиционной прибавкой Би имена отца и сына звучали одинаково Бихан.

Одна крещеная ветка от Сарыка/Чарыка известна, это дворянский род Чарыковых. Проверить версию можно сравнив ДНК представителя Чарыковых с ДНК беханидов.

Грамота от “Совета всея земли”

В данном исследовании я  хотела бы рассмотреть вопрос расселения потомков татарского рода от князя Дашки, которые носили фамилию Дашкины, в некоторых случаях Дашковы и лишь часть из них поменяла фамилию. Об этом ниже.

Начнем с грамоты, данной пятнадцатилетнему князю Сюнчалею сыну князь Дашкову с братьями его трехлетним Ишмакаем (Ишмухаметом) и полугодовалым Алмакаем (Альмухаметом).

1612 год – прошел год после смерти отца, Сюнчалей по обычаю того времени уже начал военную службу, за которую и получали служилые татары свои поместья. Дети служилых были обязаны продолжать служить  за право владения отцовскими поместьями.

В 1612 году в конце периода смуты в Москве правил “Совет всея земли”. От имени бояр, стольника и воеводы Дмитрия Михайловича Пожарского давались верным  служилым людям грамоты,  подтверждающие право на поместья. Нужно сказать, что по окончании смутного времени все грамоты на поместные земли, данные в том числе и обоими Лжедмитриями считались законными, единственно, если поместья были не по чину, их урезали по существовавшим тогда нормам.

” Бил нам челом темниковский служилый мурза князь Дашкин  служил де отец его князь Дашка всякие службы больше тридцати лет а  поместный де оклад отцу его был четыреста четвертей и того де отца его не стало на земской службе под Москвою в полках, а он Сунчалей после отца остался пятнадцати лет да меньших два брата Ишмакай мурза трех лет да Алмакай мурза полугоду да бабка да мать да две сестры девки.”

Семья князя Дашки состояла из матери его (вдовы (возможно, не единственной) князя Кудаша?), его собственной супруги (имя в документе не указывается, а в памяти потомков не сохранилось), трех малолетних сыновей и двух незамужних дочерей (имена их так же канули в Лету).

Жалованные поместья его составляли  “…старинные вотчинные пашни в темниковском и в арзамасском уезде сто пять четвертей и ему на то поместье дана была грамота в полках из под Москвы .  В Арзамасском уезде деревня Богданово, в Тикаевском мурзином поместье Мансурово, а в Темниковском уезде на Тувознале, в Чукалах, в Карино, в Ларино, в Алме помре, в Кувак помре  что было поместье за князем Дашкою князь Худяковым.”

Князю Дашке   “…на то поместье дана была грамота в полках из под Москвы и той де грамоты Тактар мурза Уразлеев не слушает и поместьем ему владети не дает…”    – основная причина челобитной мурзы  Сюнчалея  князь Дашкина.

По указу совета были присланы дозорные книги из Темникова и  учинен дозор (проверка жалобы):

“. ..в дозорных книгах каковы прислал из Темникова  Иван Бутурлин да князь Брюшей князь Еникеев что велено дозрити воеводе князю Андрею Хилкову в нынешнем во сто двадцатом году написано по указу бояр и воевод по грамоте и по наказной памяти князя Андрея Хилкова да княза Брюшея Еникеева темниковский рассыльщик Максимка Яковлев да посадский человек Петунька Семенов да пушкарь Ивашка Петров да площадной подьячий Семенка Истомин в Арзамасском и в Темниковском уездах дозирали и смечали .”

Далее в грамоте описываются какие земли пахотные, пустоши и сенные покосы установлены в поместье семье князя Дашки, при чем часть была с Семеном мурзою да со князем Булаем князь Кудашевым не в разделе.

И дается наказ:

“…  все крестьяне которые в тех поместьях живут и вперед учнут жити Сюнчалея мурзу князь Дашкова слушали пашню на него пахали и доход ему помещиков платили до тех месть покаместь то за ним то его поместье писцы или большие дозорщики опишут измериют и учинят за ним пашню по указу а ему с того отцовского поместья земская служба служити и бабку и мать кормить по их живот. А братьев кормить покамест на службу поспеют, а сестры кормить замуж выдать.

Писан в полках на стану под Ростовом лета 7120 августа седмый день.На подлинной выписи в склейках скреплено дьяк Семен Головин…”

То, что часть земли была не в разделе с Семеном мурзою и Булаем князь Кудашевыми лишь подтверждает, что они являлись близкими родственниками князя Дашки, и имели общее наследство от общего близкого предка, в данном случае князя Кудаша. (Кудаш-сокращенная форма от имени  Худайберды,  повторяющееся в древе Беханидов).

Почему князю Дашке принадлежал участок  земли в Княжево/Мансырево – возможно,  приданое, доставшееся от матери или жены. Значит князь Дашка и его потомки были в родстве с Мансыревыми, но в документах об этом прямо нигде не говорится.

__________________________________________________________________________________________________

В грамоте сказано, что князь Дашка служил около тридцати лет, если предположить, что служил с 14-15 лет, то в 1611 году ему было не менее 44-45 лет, следовательно год рождения Дашки до 1567 года.

Четверть пашни – полдесятины , десятина – около 1,0925 га

400 четвертей = 200 десятин = 220 га

105 четвертей = 52,5 десятины = 57,75 га

Деревня Богданово встречается в другом документе:

«По выписи которая 1627 г. июля в 29 день по Государеве Цареве и Великого Князя Михаила Федоровича всеа России грамоте за приписью Сергея Матвеева дана от воеводы А.В. Глебова с раздельных и приписных книг Темникова города, Сюнгалею мурзе Янакову сыну Мамлееву, значится за ним Сюнгалеем мурзою Енаковым сыном Мамлеевым государева жалованья, поместья, по разделу с братьями его Сюмбаем, Ембаем, Аюкаем их старинных и новых поместьев, на его Сюнгалеев четвертной жеребей, в Темниковском уезде в д. Наеве и в д. Ирсите, да в Кадомском уезде в селе Торопове крестьян и бобылей мужеска полу 16 душ с их семействами да в тех же деревнях и других местах, в тех уездах пашни 99 четвертей со всеми угодьи да сверх того за ним же за тем разделом осталось в Арзамаском уезде в д. Богданове и других местах пашни 74 четвертей. А всего в Темниковском, Кадомском и Арзамаском уездах пашни 173 четверти, в его окладе в двести восемьдесять четвертей, с которого поместья велено ему и Государеву службу служить».

В Тикаевском мурзином поместе Мансурово – очевидно. говорится о Девкее мурзе Енодарове сыне Мансыреве, которому принадлежали поместья в деревне Старое и Новое Мансырево совместно с родственниками

Токтару Уразлееву сыну Мансыреву принадлежали поместье в дер. Старое и Новое Мансырево (Княжево Кадомского уезда).

Мансыревы

Родоначальником рода является князь Енойдар Мансырев, который в 1526 г. был жалован «княжением над чепчерянскою мордвою, что было за братом его за князем за Бахтияром»  [1] . В начале ХVII в. владения князя Тохтара Уразлеева сына М. располагались в «сельцах Старое и Новое Мансыреве в деревне Починке Ишееве и в сельце Атенине». Владения его брата Енмамета Уразлеева располагались в тех же деревнях Старое и Новое Мансырево, Атюнино и Шигалеево  [2] . К 1673 г. кадомский служилый татарин рейтар Емикей мурза Качюкаев сын князь М. был верстан поместным окладом в 400 четвертей и денежным жалованьем в 17 рублей  [3] . В 1697 – 1698 гг. Мердяш мурза Мамеделеев сын М. перешел на жительство в д. Яртуганово Казанского у. и служил по Казани без поместья  [4] . В ХVIII–ХIХ вв. князья М. проживали в д. Старое Мансырево (Княжево тож) Темниковского у., откуда в 1833 г. семейство Мустафы Сулейманова сына М. переселилось в д. Верхнее Аташево (ныне Чекмагушевский район РБ). Ко времени 1-й ревизии у Сафара и Терентия Михайловых (по два двора), Будалея Аббясова и Теребердея Михайлова детей М. имелись крепостные крестьяне в деревнях Липовка Пензенского у., Бутаково (Нижние Берки) и Новое Мансырево, которые были отписаны на государя  [5] . Мансыревы-мусульмане оставались в сословии государственных крестьян, тогда как православная ветвь этого рода была утверждена в потомственном дворянстве определениями Сената 15 сентября 1837 и 19 мая 1864 г. со внесением в VI часть родословной книги Пензенской губ. и правом именоваться князьями татарскими

[1]  Дворянские роды… Т. III. С. 185.

[2]  ГАСО. Ф. 430. Оп. 1. Д. 440. Л. 18 об.; РГАДА. Ф. 1167. Оп. 1. Д. 511.

[3]  РГАДА. Ф. 1122. Оп. 1. Д. 582. Л. 5.

[4]  Там же. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 157. Л. 151.

[5]  Там же. Ф. 248. Оп. 3. Кн. 100. Л. 235 об.; Ф. 350. Оп. 2. Д. 1068. Л. 432, 435; ЦГИА РБ. Ф. И-172. Оп. 1. Д. 37. Л. 212.

___

Семен(Чепай) и Булай Кудашевы – сыновья князя Кудаша Акчурина, родные братья князя Дашки.

Помра-роща, чернолесье

Кувак-название деревень достаточно часто в Мещере встречается:

Ларино, Карино (Карино есть на карте Арзамасского уезда 1804 года), Чукали, Тувознал – деревни Темниковского и Арзамасского уездов.

Чукалы – деревня ныне в Краснослободском районе. Недалеко от д.Дашкиной деревня Черный Студенец на речке Студенец.

Карино ныне Корино Шатковского р-на Нижегородской обл., ранее Арзамасского уезда.

Ларино и Ларина Пустошь как название местности ныне не встречаются в Темниковском районе. В Писцовой книге Арзамасского уезда (1621-1623гг) написано Ананьина пустошь, что была деревня Ларина на речке на Авше.

В дозорной книге Ивана Усова за 1614 год написано, что в Темниковском уезде в 1597 г. было 443 поместья татарских мурз. В 1612 г. количество татарских поместий, за счет раздачи земель участникам борьбы с польско-шведскими интервентами, увеличилось до 475.

Бутурлин ,  Иван   Иванович  ( стольник   и   воевода )  —  стольник   и   воевода ,  в   1613   г .  участвовал   в   соборе   об избрании   на царство   Михаила   Федоровича   Романова ;  в   1617   г .  послан   царем   в   Смоленск   с   золотыми   к   воеводе   князю Сулешеву ;  в   1618   г .  был   в   Москве   воеводой   у   Арбатских   ворот   для   защиты   от   нападения польского королевича   Владислава ;  в   1626   г .  назначен   в   Мценск   воеводой   прибылого   полка   в   украинный   разряд ;  в   1630 и   1631   гг .  был   воеводой   в   Мосальске ,  где   построил   новую   тюрьму ;  в   1636   г .  строил   и   охранял   Темниковскую засеку ;  в   1637   г .  строил   город   на   Усерде ;  в   1638   и   1639   гг .  был   при   дворе   и   участвовал   в   некоторых придворных   церемониях ;  в   1640   и   1641   гг .  был   воеводой   в   Великих   Луках ,  в   1644   г . —  в   Одоеве ;  в   1648   г . участвовал   в   чине   свадьбы   царя   Алексея   Михайловича ;  в   1652   г .  был   воеводой   в   Торопце ;  в   1654   и   1655   гг . участвовал   в   походах   царя ,  в   звании   жилецкого   головы .

Князь Брюшей князь Еникеев

В монографии «Дворянские роды…»[ Первушкин В. В. Князья Еникеевы // Двор. роды Росс. Имп. ] сказано, что известны документы начала XVII века, писанные от имени воеводы и его, Брюшея, и что он возглавлял темниковских князей, мурз, татар и мордву, т. е. занимал тоже положение, что и его дед князь Еникей и дядя князь Кулунчак. За неимением точных данных мы предполагаем, что он занял этот пост после смерти князя Кулунчака. Известно, что он принял сторону самозванца и склонил к этому всех темниковцев, за исключением вышеупомянутого Булая князя Кудашева. Несмотря на данный факт, после прекращения Смуты и воцарения Романовых он сохранил за собой свое положение. В деле 1628 г. об устройстве в Темникове яма[50] мы находим упоминание его имени с княжеским титулом, также как и в грамоте 1635 г.[51], в которой сказано, что он был отставлен от службы в 1624/25 гг.

Так как, с приходом династии Романовых, практика пожалований княжений была сведена на нет[52], то князь Брюшей князь Еникеев, по всей видимости, был последним в ряду князей – потомков князя Тениша. Он был современником князя Ишея Барашева – князя из рода князя Адаша.

ХИЛКОВ  Андрей Васильевич (1550-е гг., неизв. – 1644, неизв.) – воевода, представитель русского княжеского рода, ведущего начало от удельных князей Стародубских. Упомянут в бояр. списках 1577 и 1588. В 1588–89 был с отцом-воеводой в Чебоксарах, в 1598 подписал собор. акт об избрании царём Бориса Годунова. В 1601–05 состоял первым воеводой в г. Елецк, затем отправлен на воеводство в г. Венев. Участвовал в борьбе с войсками И.И. Болотникова. В 1611 воевода в г. Темников, в 1612 – в г. Алатырь. Возглавил войска, отражавшие нападения ногайцев. В 1613–14 воевода в г. Шацк, в 1615–16 – в г. Торопец, в 1617–21 – на Двине, в 1622–24 – в Пскове, в 1640–41 – в Новгороде. В 1624 пожалован в бояре, назначен первым судьёй в Патриарший судный приказ, с 1634 судья Сыск. приказа, с 1636 первый судья Ямского приказа. Был близок к царю Михаилу Фёдоровичу, к-рый при отъездах оставлял ему руководство делами Москвы. В 1631 вёл переговоры с датским, в 1633 – с гольштин. послами, за успешную работу возведён в звание наместника Черниговского. В 1636 вёл переговоры с польским послом, в 1639 – с крымским. С 1643 первый судья Моск. приказа.

__________________________________

Расселение потомков князя Дашки

Потомки Сунчалея Дашкина

Рассмотрим известных внуков и правнуков князя Дашки и места их проживания.

У Сунчалея  в архивных старинных родословных росписях показаны 3 сына:

Сафар Бекмай и Касим

У Сафара было 2 сына Мустай и Уразмамет

У Мустая сын Адельша, у Адельши-Хантемир, Биктимир, Якуп и Ягуда  проживали они в д.Дашкиной Аксельского стана

У Уразмамета 3 сына Резеп , Усман , Алей

Темниковец Резяп мурза Уразмаметов сын князь Дашкин встречается в составе 21 роты в 1707 году в царствование Петра Алексеевича Романова. Резеп Уразмаметов и его потомки Резепа уже в 1 ревизию 1719-1729 года проживали  Троицкой округи в деревне Подгорный Шуструй.  Подгорный Шуструй в настоящее время не существует, но есть Большой  и Малый Шуструй. На карте Краснослободского уезда 1881г. указан только с.Шуструй. Видимо, примерно там же были Нагорный и Подгорный Шуструй.

Один из потомков Резепа праправнук Якуп Яхъин (1784 года рождения) сослан в Сибирь на поселение 1822 г.

В 1787 году потомки Резепа Дашкина подают в Пензенское наместническое правление документы по восстановлению в дворянском сословии. Дашкины, проживавшие в Пензенской губернии в дворянстве восстановлены так и не были.

Потомок Усмана Уразмаметева Юней с 3-мя сыновьями Якупом, Яхьей (рекрут 1812 года) и Ягудой (ветка Сунчалей-Сафар-Уразмамет-Усман-Шабай)  переселился в 1802г. в  д. Яушево Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии. Потомки их носят фамилию Якуповы. У Яъьи и Ягуды потомков мужского пола не было.

Брат Юнея Аюп Шабаев переселился в д.  Мавлютово Уфимского уезда  Оренбургской губ. в 1801 году.( входит в состав Бакаевского сельсовета Кушнаренковского района Республики Башкортостан)

Сыновья Валиши Алеева Тактар и Ханбек с сыновьями переселяются в 1795 году в деревню  Буздякову Белебеевского уезда Оренбургской губернии ветка    (Сунчалей-Сафар-Уразмамет-Алей-Валиша)

Брат их родной  Нарбек Валишин в 1796 году переселяется с семейством в деревню Яушево Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии, где уже жили родственники Юсуп Бахтеев с сыновьями и племянником Заитом Якуповым на купленной ими у вотчинников земле.

Брат же их Мусей Вялшин воспринял веру греческого исповедания и по крещению имя ему дано  Макар Федоров, новокрещен из своих деревень забирали в деревню новокрещенов.  Где  жил Макар Федоров и были ли у него потомки – неизвестно.

Случай с крещением повторился в их же роду.  В деле 2440, опись 4 фонд И 295  ЦГИА РБ (Уфа) хранится «Дело по прошению из князей государственного крестьянина Дашкова Динъмухамета Халитова д. Яушевой Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии о выдаче ему свидетельства о времени и законности рождения брата, сыновей и племянников.” В деле говорится, что Валит Халитов 1808 года рождения, проживавший в д.Яушево Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии,  принял  православие и имя Иоанн Владимирович Брюзгин.  Опять же Брюзгины  в Яушево в документах не встречались, где жил Иоанн Владимирович Брюзгин и его потомки – неизвестно.

Потомки же Нарбека Валишина  фамилию не сохранили и были записаны по именам отцов и дедов Нарбековы, Халитовы, Хамитовы.

Из деревни Абдаев враг тож Дашкиной Краснослободского уезда жена  рекрута Асая Шабаева     (Сунчалей-Сафар-Уразмамет-Усман-Шабай)  Девлят Алякаева дочь с сыном своим Сулейманом перешла по увольнительному письму в  Тамбовское наместничество Кадомской округи в деревню Тенино (по 4 ревизии 1782 года).

Сыновья Муслима Енбаева  Абдулша и  Акбулат с детьми  (ветка Сунчалей-Касим-Кидыр-Янбай) переселяются в деревню  Мавлютову Уфимского уезда в 1801 году из деревни Дашкиной Краснослободского уезда.

Сын Сунчалея  Бекмай с сыном Росланом переселяется в деревню Елюзань (Средняя Елюзань) Пензенской губернии, у Рослана (Арслана) известен сын Иванаш. Потомки их проживают в Средней Елюзани по настоящее время.

К 1713 г. у князей Арслана Бекбаева и Иванаша Арсланова детей Д. в д. Средний Юлузан имелось 11 дворов крепостных крестьян[4].

Средняя Елюзань с 1780 года находится в составе Дубровской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии, в настоящее время в составе  Городищенского район Пензенской области.

[4] РГАДА. Ф. 248. Оп. 3. Кн. 100. Л. 237 об.–238.

Потомки Алмакая Дашкина

У младшего сына Дашки  Алмакая известен единственный сын Байтемир.

У Байтемира были сыновья Алей и Резеп.  У Алея Байтемирова сыновья  Надырша, Курамша и Якуп.

В Оренбургскую губернию Уфимский уезд в д.  Бакаеву переезжают:

Усман и Адикай Сулеймановы с  сыновьями  (ветка Алмакай-Байтемир-Алей-Якуп-  Сулейман), ” выбыли по своему желанию со всем семейством в Уфимскую губернию и округи оную в деревню Бакаеву в 1809г. по увольнению общества

Лубек (Улугбек) Асеев  (ветка Дашка-Алмакай-Байтемир-Алей-Якуп-Сулейман-Асай-Улугбек)  в 7 ревизию 1816 года жил в д. Дашкиной, но с 1832 года в самовольном переселении жил в д. Буздяк Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Потомки Улугбека носят фамилию Улугбековы.

Потомки Ишмакая Дашкина

У среднего сына Дашки Ишмухамета было три сына Нуркай, Ибрагим и Смаил. О Нуркае/Курмае почти ничего неизвестно, у него было два сына Буркай и Усеин (Хусеин). Ибраим (Ибрагим) с братом Смаилом долго был не в разделе, потому что в отказных книгах имения записаны в общем владении.

У Ибраима Ишмакаева известны сыновья  Бегей и Кидыр. У Смаила сын Алей.

1 ревизия 1719-1720 год. РГАДа Фонд 350 оп.

Д.414.  лист 194.  Д.Кочалейка. Кодряк мурза Ибрагимов князь Дашкин 55, брат Бегиш . Село Кочалейка основано на рубеже 17-18 веков татарскими служилыми мурзами, темниковцами. Ныне село Каменского района Пензенской области.

Может, земли в Кочалейке – собственность жены Бегея Ибрагимовича Дашкина, доставшиеся ей от первого мужа Резепа мурзы князь Еникеева?

Так как Бегей по 1712 году и в 1 ревизию 1723 год  с сыновьями записан по д.Черной Аксельского стану.

Из материалов Пензенского архива известно, что ветка Ишмакай-Ибрай-Кидыр проживала в д. Погорелый Чирчим ныне д.Джалилово Неверкинского района Пензенской области. (Оного Кидыра род жительствует в Саратовском наместничества Кузнецкой округи деревне Погорелый Чирчим.) Потомки Кидыра (Кадира) неизвестны.

По выписи 7199(1691г.) года с Темниковских отказных книг значится 199 году отказано темниковцу Бегею мурзе Ибрагимову сыну  князь Дашкину прожиточное поместье жены его вдова Гуляй, что дано ей после мужа ее Резепа мурзы князь Еникеева в Темниковском уезде в деревне Черной и в деревне Агеевой Адаево тож и в разных урочищах да  в Саранском  уезде в деревнях Ирсит и в Новой Дубровке да в Кадомском уезде в Пустош Павлов да в Касимовском уезде в Пустоши Танееве и в иных разных урочищах.

У Бегея было два сына Елмамет и Бекмамет. В переписных книгах 1712 года Бегей мурза Ибраимов 73 лет с сыном Елмаметом 25 лет записан по Темниковскому уезду Аксельскому стану в д.Черной. В 1 ревизию в 1723 году сын Бегея  Бекмай 14 лет оный Бекмай  огромен и  одержим недугом.

В дальнейших ревизиях по д.Черной записаны потомки Елмамета Бегеева сына Дашкина

Адикай Кадралеев с сыновьями Абдурахманом. Бикбулатом, Бекмурза Кадралеев с сыновьями Ризваном, Гирфаном, Резяп Кадралеев с сыном Ибраем, Мусей Кадралеев с сыном Абдулхаиром, Аюп Умеров с сыновьями Абдулвахитом, Абдулмезитом и племянники их Тимербулат, Хасан, Хисметулла  Бадаевы   (ветка   Дашка-Ишмакай-Ибраим-Бегей-Елмамет-Ханмурза-Кадралей, Мурсалим, Умер, Бадай) в 1832 самовольно покидают свое местожительство в д.Резеповке Краснослободского уезда Пензенской губернии и переезжают в деревню  Шланлыкулево   Белебеевского уезда Оренбургской губернии, где уже проживали их родственники Дашкины.

Другие Дашкины Сеитягофер  Мухаев с сыновьями Абдулвахитом и Абдулфатихом, племянники его Шафей Мустафин с сыновьями Негмятуллой. Асянбаем, Абдулфатихом, Сейфулла Мустафин    (ветка   Дашка-Ишмакай-Ибраим-Бегей-Елмамет -Абдюк-Мухай, Мустафа, ) самовольно покидают  в 1833 году местожительство свое д.Резеповку Краснослободского уезда и поселяются в д. Буздяковой Белебеевского уезда Оренбургской губернии.

В 1712 году деревня Черная Аксельского стана Темниковского уезда, в 1763 году деревня Черная Студенец тож Темниковского уезда, в 1782 году деревня Черная  Студенец тож Краснослободской округи, в 1795 году деревня называется Черная  Резеповка тож, в 1816 году Резеповка, Дашкина тож, в 1834 году Резеповка. В настоящее время Черный Студенец Темниковского района Республики Мордовия.

Потомки Усеина Нуркаева (ветка Ишмакай-Нуркай-Усеин жительство имеют в деревне Кутеевке (Кутеевщина) Чембарской округи Пензенского наместничества. В 1 ревизию 1723г. Усеин Нуркаев с сыном Ханом проживал еще в д.Дашкиной. Во вторую они уже не значатся. Переехал он на новое место после 1 ревизии. Исследовательница рода Дашкиных из д.Кутеевки современного Белинского района Пензенской области – Тумеркина (урожденная Дашкина) Фирдаус Кязымовна.

Особо хотелось бы отметить своего предка Буркая Нуркаева (ветка Ишмакай-Нуркай). О нем в родословной написано:

Оный Буркай мурза князь Дашков   служил в военной службе  майором   воспринял веру греческого исповедания и наречено ему имя князь  Юрий князь Дашков потом в городе Клину многие лета воеводой а женат на дворянской дочери и прижиты ли дети и как звать за много прошедших лет не упомнят. ”  То есть либо действительно забыли, либо попросили “забыть”.

По этому вопросу есть версия, что не зря князя Михаила Дашкина, супруга которого урожденная Екатерина Воронцова была президентом Российской Академии наук, приписывают к нашему роду Дашковых-Дашкиных. Известно, что дети их умерли и род прервался. После чего Екатерина Дашкова попросила императора передать права на наследство их семьи племяннику ее родному Иллариону Воронцову, фамилия тоже перешла в виде двойной Воронцовы-Дашковы.

Возможно, что обрусевшие потомки Юрия Дашкина, по моде того времени собрали (нарисовали) свое древо к роду князей Дашковых, ведущих свой род от Рюрика, а настоящих родственников Дашкиных попросили не упоминать их в своих родословных. Именно поэтому, зная своих родственников по данной ветке, людей не последних в государстве, татары Дашкины написали : ” …женат на дворянской дочери и прижиты ли дети и как звать за много прошедших лет не упомнят.”  Губейдулла Хусеинов сын Дашкин, помогавший Ризетдину Фахретдину  в составлении древа своего рода, рассказал и о Дашковых, как православных представителях рода.

Известно, что в Оренбургской губернии  потомков Юсупа Бахтеева иногда записывали как Дашковых.

В “Списке населенных мест Оренбургской губернии за 1901 год” в станицу Нижнеозерную входит хутор есаула Дашкова 6 дворов 24 души обоего пола.

Воевода Клинского уезда Юрий Дашкин упоминается в книге И.П.Козловского “Первые почты и первые почтмейстеры”. От него Буркая/Юрия остался в магометанском законе прижитой сын Бахтей мурза. Единственный сын его оставшийся в магометанской вере Бахтей Буркаев сын Дашкин (видимо, воспитывался у деда или был рожден от первой жены магометанки)  проживал в деревне Дашкино и имел сыновей Юсупа, Якупа, от второй жены Аюпа и Давыда. После 1742 года  году Бахтей Дашкин с сыновьями Аюпом и Давыдом (умершим бездетным в 1760 году)  и с родственниками Надыршой, Курамшой и Якупом Алеевыми  (ветка Алмакай-Байтемир-Алей),  Шабаном Усмановым (Сунчалей-Сафар-Уразмамет-Усман-Шабай) , Валишей Алеевым (Сунчалей-Сафар-Уразмамет-Алей-Валиша) ,Муслимом и  Бегишем Енбаевым (ветка Сунчалей-Касим-Кидыр-Янбай) , Дасаем и Башаем Алеевыми (ветка Ишмакай-Смаил-Алей) переходит  во вновь заведенную  деревню Абдаев Враг.

Бахтей Буркаев отмечен в списке продавших свою землю Саровскому монастырю  вместе с Усеином Нуркаевым, Резепом Уразмаметевым, Кодряком Ибрагимовым детьми Дашкиными, а так же другими мурзами.

Интересный факт о мурзе Бахтее князь  Дашкине в связи с жалобой на него в 1761 году родственников его, о том что он во главе других мурз Дашкиных из деревни Дашкиной притеснял всячески родственников же своих Надыршу и Курамшу (вероятно, Алеевых детей ветка Алмакай-Байтемир-Алей). Сын Бахтея Юсуп в это время служил в Акселе, и Бахтей считал, что может безнаказнано притеснять  или же Надырша и Курамша в чем-то сильно провинились. В то же время в РГАДА хранится документ 1748 года  ” О завладении земли, сенных покосов и разных угодий в деревне Дашкино Темниковского уезда у мурзы Бахтеева дворянином Кошаевым.” То есть такие дела захвата и, прямо скажем, хулиганства,  бывали нередко.  Мещерский край в то время был разбойный, люди постоянно воевали, оружие в домах имели и позволяли себе вольности, хотя и наказание за  разбой бывало очень суровое. К  19 веку страсти поутихли.

После второй 1742 года ревизии  мурзы Дашкины перезжают из д.Дашкиной в новопоселенную деревню Ардатов Враг (в других документах Абдаев Враг), по ревизии 1782 года (4 ревизия) мурзы Дашкины записаны по деревне Дашкиной Краснослободской округи.

Второй деревни  Дашкино в Краснослободском уезде не было, о том, что оные вернулись обратно в деревню Дашкину из Абдаева врага нигде в ревизских сказках записей нет. С чем связан был переезд – малоземелье, продажа земли или какая другая причина неизвестно. Скорее всего,  они отделились от представителей других фамилий по разделу земли, переехали на другие свои же земли поблизости. А так как название сел менялось по имени старост, то и название Абдаева врага со временем поменялось на Дашкино.

В 1795 году (5 ревизия) в новопоселенную деревню Аюповку Вислово тож переезжает Юнис и Умяр Курмаевы с семьей брата  Хансвера     (ветка Алмакай-Бектемир-Алей-Курамша- Хансвер, Юней и Умяр) ,  переехавшие из д.Дашкиной, к 1816 году они возвращаются в Дашкино. С ними в Аюповку переезжают  Сулейман, Муса и Мухай Якуповы     (ветка Алмакай-Байтемир-Алей-Курамша, Надырша, Якуп ), Аюп мурза Бахтеев сын Дашкин, Аит и Усей Бегишевы    (ветка Сунчалей-Касым-Кидыр-Енбек-Бегиш),  Курмай Башаев  (Сунчалей-Сафар-Уразмамет-Усман-Шабан-Башай), семья Исенея Дасаева  (Ишмакай-Смаил-Алей-Дасай-Исеней),  они так же по 7 ревизии записаны уже в д.Дашкиной. В 1816 году в Аюповке остается одна семья Аюпа Бахтеева сына Дашкина. Сын Аюпа  Бахтеева Салех Аюпов вышел с братом Давыдом  и своим семейством в деревню Давыдовку Асиновская дача тож в 1816 году на крепостную свою землю. В 1834 году они снова пишутся по Аюповке, либо вернулись, либо деревню назвали Аюповка вместо Давыдовки.

Часть рода как уже было описано выше переселяется в Оренбургскую губернию.

О Юсупе Бахтееве в архивных документах написано: “…  аттестат Темниковского уезду Аксельского стану разных сел и деревень от мурз и татар данном 1779-м году просителю мурзе Юсупу Бахтееву сыну князь Дашкину именован он мурза Юсуп  князем Дашкиным и что он в 1749 и 750-м годах по выбору находился в Шацкой провинциальной канцелярии у приему денежной казны разных городов с мурз и татар и именно: по Шацку, Касимову, Кадому, Темникову, Инзарь, Керенску и Верхнеломовску, порядочно, начетов и нареканий не имел, а с 773 по 777й год находился тридцати трех жительствах по выбору ж Аксельского стану сотником…”

Юсуп Бахтеев с сыновьями, внуками и племянником Заитом Якуповым по 4 ревизии 1782 года записан по деревне  Чесноковка Оренбургского уезда и восстанавливается в дворянстве. Вероятно, что Юсуп Бахтеев  с сыновьями участвует в подавлении Пугачевского восстания вместе с братьями Чанышевыми или приезжает после подавления восстания в момент восстановления крепостей. В документах записей об этом нет.  Дело о восстановлении в дворянских привилегиях и снятию с подушного оклада проходит успешно не без помощи тогдашнего губернатора края Игельстрома, заинтересованного в службе татарских мурз, имеющих опыт в военном деле и административной работе, знающих и русскую грамоту и татарское письмо. Рядом были Казахские степи, Хивинское ханство, и дипломатическую работу могли проводить только люди, знающие местные обычаи. Татарских же мурз в постордынских государствах  принимали как своих братьев мусульман, к тому же по ордынским законам людей с своем роде не последних, напротив, ордынская элита,  “белая кость”, к тому же являвшимися законными представителями Ак падишаха (русские цари носили титул царя Белой Орды).  Неизвестно в каком году умирает сам Юсуп Бахтеев и где он похоронен, но сыновья его селятся во вновь поселенной деревне Яушево Стерлитамакского уезда на купленной у вотчинников земле. (ныне деревня Верхне-Яушево Федоровского района Республики Башкортостана) Два его сына Абдрезяк и Муртаза селятся на хуторе Дашкове под Оренбургом. Они и их потомки служат в военной службе в армии и в Оренбургском казачьем войске.

Дашкины в Пензенской губернии

По ревизской сказке 1834 года Пензенской губернии Краснослободского уезда деревни Дашкиной о состоящих мужского и женского пола татарах

оставались на жительство:

семья Усея Бегишева  (ветка Сунчалей-Касым-Кидыр-Енбек-Бегиш)

Мустафа Юнеев  (ветка Алмакай-Бектемир-Алей-Курамша-Юней и Умяр)

Абдрезяк Умеров  (ветка Алмакай-Бектемир-Алей-Курамша-Юней и Умяр)

семья Ханмурзы Хансверева  (ветка Алмакай-Байтемир-Алей-Курамша, Надырша, Якуп, у Курамши-Хансвер, Юнис, Умяр, у Хансвера-Ханмурза),

семья Мухая Якупова  . (ветка Алмакай-Байтемир-Алей-Курамша, Надырша, Якуп, у Курамши-Хансвер, Юнис, Умяр, у Хансвера-Ханмурза, у Якупа- Сулейман,  Абдрашит, Мусал, Мухай, )

семья Саляма Мусалова  (ветка Алмакай-Байтемир-Алей-Курамша, Надырша, Якуп, у Курамши-Хансвер, Юнис, Умяр, у Хансвера-Ханмурза, у Якупа- Сулейман,Абдрашит,Мусал, Мухай,   у Мусаля-Салям, Хаир, Таир )

Бекмурза Сулейманов с семьей (   ветка Алмакай-Байтемир-Алей-Курамша, Надырша, Якуп, у Курамши-Хансвер, Юнис, Умяр, у Хансвера-Ханмурза, у Якупа- Сулейман,Абдрашит,Мусал, Мухай,   у Мусаля-Салям, Хаир, Таир, у Сулеймана от 1 жены Яней, Усман, Курмай, Адикай, от 2 жены -Бекмурза, Алтынкадей, Абукай, Кадралей )

По ревизской сказке 1834 года Пензенской губернии Краснослободского уезда деревни Резеповки (она же Черная) татары:

оставались на жительство:

Сулейман Мурсалимов с семьей  (ветка   Дашка-Ишмакай-Ибраим-Бегей-Елмамет -Ханмурза-Мурсалим)

Хабун Курамшин  (ветка   Дашка-Ишмакай-Ибраим-Бегей-Елмамет -Абдюк-Курамша)

Бекбай Иванашев  (ветка Дашка-Ишмакай-Ибраим-Бегей-Елмамет-Иванаш)

Абдулсалям Бекбаев

семья Муртазы Иванаева  (ветка Дашка-Ишмакай-Ибраим-Бегей-Елмамет-Иванаш)

Нагай, Абдулкарим и Юсуп  Муртазины с семьями  (ветка Дашка-Ишмакай-Ибраим-Бегей-Елмамет-Иванаш-Муртаза)

По ревизской сказке 1834 года Пензенской губернии Краснослободского уезда д.Аюповки татары:

оставались на жительство:

Салих и Давыд Аюповы с семьями  (ветка Ишмакай-Нуркай-Буркай-Бахтей-Аюп).

По “Списку населенных мест Пензенской губернии 1864 года” на  1862 года   в д.Дашкино Краснослободского уезда 2 стан деревня  каз. при пруде Ржавце проживало на 18 дворов 73 человека м.п. и 55 человке ж.п.

Ни деревни Абдаев Враг ни Ардатов Враг на 1864 год не было.

Там же д.Аюповка каз. при пруде на 2 двора 12 м.п. и 7 ж.п. имелась мечеть магометанская.(на карте 1881 года Краснослободского уезда не указана, может из-за того, что всего 2 двора)

Там же деревня Черная казеная при ручье Черном на 19 дворов 71  м.п. и 75 ж.п. Имелась 1 мечеть магометанская.

Там же Подгорный Шуструй тот же уезд 1 стан деревня казенная при р.Шуструй на 6 дворов 22 м.п. и 25 ж.п. имелась 1 мечеть магометанская. (на карте 1881 года Краснослободского уезда не указана, возможно, что все 4 деревни Шуструй показаны как одно с.Шуструй )

В Краснослободском же уезде имелись 2 деревни Резеповки одна Старая вторая Новая.

1 стан Старая Резеповка казеная при р.Большой Азяс на 37 дворов 157 м.п. и 144 ж.п.

Новая Резеповка деревня владельческая, то есть помещачья.

Название  совпадает, но вряд ли имеет отношение к нашей Резеповке. Деревни Черный Студенец в 1864 году не было ( по названию).  Наша и есть деревня Черная.

По административно территориальному делению Пензенской губернии на 1914 год (ссылка  http://musei.penza-memo.org/krasnoslobodskii-uez d-k1008p1.html)

в Краснослободском уезде находились населенные пункты

Аксельская волость: д.Дашкино

Базарнодубровская волость: Новая и Старая Резеповка, д.Черный Студенец

Усть-Рахманская волость: д.Подгорный Шуструй

На карте Краснослободского уезда указано только с.Шуструй, без указания Малый, Большой, Подгорный или Нагорный. Возможно, деревни все были рядом.

В «СНП Средне-Волжского края» (1931) – Подгорный Шуструй, деревня из 33 дворов Большешуструйского сельского совета Торбеевского района. Исключен из учетных данных Атюрьевского района в 1953 году.

Адикаевская волость Нижнеломовского уезда :  Адикаевка ( Архангельское, Гелбай), с. Есинеевка (Сретенское), с. Кочелейка, д. Кочетовка (Архангельское), с.

Деревня Средняя Елюзань с  1780 года деревня вошла в состав Дубровской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии.

Деревня Погорелый Чирчим. Называлось также Нижний Чирчим, Елань-Кадады по названию речки.    Входило в состав Теряевской волости  Кузнецкого уезда Саратовской волости.

По ревизской сказке 1834 года Пензенской губернии Краснослободского уезда деревни Черный Студенец татары:

Бахтей Баторшин с семьей  (предположительно ветка  Сунчалей – Сафар – Уразмамет-Резеп -Ханек – Темирбулат – Баторша)

Было ли дальнейшее расселение в 19 веке  – за отсутствием у меня ревизских сказок 9 и 10 ревизий по указанным деревням Краснослободского уезда сказать невозможно,   переселение Дашкиных в Оренбургскую губернию после 1834 года не было.

В настоящее время существуют деревни  Дашкино и Черный Студенец, проживающие там Дашкины обмениваются браками между собой, хотя и дальние родственники. Дашкино расположено рядом с с.Аксел, д.Адаево, Агеево. Кладбище д.Дашкино, по рассказам местных жителей старинное, при копании новых могил часто натыкаются на старые захоронения, камни старые есть, но никто не проводил исследования эпитафий с камней. Трудно сказать, которое это поселение Дашкино: первое со времен князя Дашки или одно из более поздних. Возможно, если старые и новые поселения были недалеко, то кладбище древнее.

Пыталась узнать с помощью местной жительницы, но не получилось, территория большая, заросшая деревьями, кустарником. высокой травой, ограда  во многих местах повалилась, восстановить у местной сельской администрации за свой счет  нет возможности, открыли счет по сбору средств.  Судя по статье 2013 года в Дашкино на собранные средства отремонтировали местную мечеть.

Восстановление в дворянстве

Судя по архивным документам представители рода, жившие в разных губерниях,  состояли в активной переписке, предпринимая неоднократные попытки восстановиться в дворянском сословии, вернуть привилегии. Но кроме семейства мурзы Юсупа Бахтеева сына князь Дашкина никому из представителей фамилии ни в Пензенской ни в Оренбургской ни в других губерниях восстановиться в дворянском достоинстве не удалось. Причиной этого в Оренбургской губернии называлось отсутствие собственной земли, необходимой для поддержания уровня жизни, соответствующей дворянскому сословию.

Представителям Пензенской губернии документы возвращались  по причине того, что земля была в общественной собственности, нераздельная, так же ее было не достаточно для дворянского образа жизни. К тому же в Пензенской губернии было достаточно представителей дворянства. В военной службе кроме единичных рекрутов Дашкины уже не служили,  русской грамотой, да и татарским письмом многие не владели. В документах по причине их неграмотности за них расписывались другие люди. Единственный представитель  рода Дашкиных из д.Дашкино Мустафы Хантьева сын Сафар служил в Смоленском внутреннем гарнизонном батальоне. Почему то об этом Дашкины упоминают в своих обращениях в Сенат.

В деле №628 (оп.2 фонд 196 Пензенского Государственного архива) сказано: “В данном свидетельстве от Краснослободского исправника секунд-майора Степана Борисова изображено, что деревни Дашкиной мурзы Аюп Бахтеев. Курамша, Якуп Алеевы, Муслим Янбаев, Аит Бегишев, Тохтар Ханбеок, Нарбек Вяльшины, Юнис, Аюп Шабаевы, Сулейман Якупов, Хансвяр Курамшин, Ахмет Башаев, Исеней Дасаев дети князь Дашкины жительство имеют на жалованной предкам их земле в чем и сторонние люди трех деревень всего семь человек данного нижнего земского суда сельскому заседателю Богданову скаскою засвидетельствовали.”

Интересный документ: паспорт на имя Пензенской губернии Краснослободского уезда деревни Дашкиной из мурз татарин Бекмурза Сулейманов женат уволен в разные города и селения Российской империи для собственных надобностей от ниженаписанного числа в предь на шестом то есть тысяча восемьсот тридцать шестого года сентября по двадцать третье число а по прошествии срока явиться ему обратно в противном же случае поступлено с ним будет по законам. Дан документ записанному в книге под № 222-м из Краснослободского уездного казначейства с приложением печатей оного марта двадцать третьего  тысяча восемьсот тридцать шестого года Казначей Попов Бухгалтер Иван Мамнин

Приметы (Бекмурзы Сулейманова сына Дашкина- мой ком.)

лет 48

рост 2 ар 4 вершка

волосы, брови темнорусые

глаза серые

нос, рот средние

подбородок лице белое

особые приметы не имеет

Секретарь Герман

Подлинный паспорт за неумением грамоты   мурзы Бекмурзы Сулейманова Дашкина получил вахтер Соколов

Бекмурза Сулейманов едет в Петербург с обращением к Министру юстиции члену Государственного Совета его императорского величества стат секретарю и разных орденов кавалеру Дмитрию Васильевичу Дашкову с прошением

” В Герольдии Правительствующего Сената находилось дело присланное из Пензенского дворянского депутатского собрания о признании в дворянском достоинстве как меня так и других лиц происходящих из роду Дашкиных, по которому согласно представленных от нас доказательств и грамот жалованных на поместные земли признан и в  Правительствующий Сенат со своей стороны нас в Дворянском достоинстве в прошлом 1829 году представляя . Правительствующего Сената собранного по оным утверждения не последовало, а потому как я так и прочие значущиеся такому определению Сенату лица из роду Дашкиных происходящие обратились по ныне в податное состояние из коего Мустафы Хантьева сын Сафар Мустафин Дашкин в 1831 году поступил на службу в Смоленский внутренний гарнизонный батальон…” Далее он пишет, что признаны в дворянском сословии Тугушев, Юсуп Бахтеев сын Дашкин, и добивается признания в дворянском достоинстве остальных членов рода Дашкиных.

Пошение подписал за неумением грамоты  мурзы Бекмурзы Сулейманова сына Дашкина Оренбургской губернии Мензелинского уезда деревни Верхние Ереклы Хасан Валитов Яушев. (писано 26 ноября 1836 года).

Гарун Тазиев

Один из самых известных современных представителей  рода Дашкиных был бельгийский ученый вулканолог Гарун Тазиев. В статьях о Г.Тазиеве написано, что прадед его Сайфутдин со своим родным братом Шамсутдином бежал от рекрутства в Среднюю Азию в район Самарканда в середине 19 века. Там братья и обосновались. Возможно, их отправили учиться, в то время многие мусульмане европейской части и сибирского региона России отправляли своих сыновей на обучение в медресе Самарканда и других городов Средней Азии, считавшихся центром мусульманского богословия. После многолетнего обучения российские мусульмане возвращались образованными людьми, служили имамами, преподавали в российских медресе.

Согласно ревизских сказок по д.Дашкино и Резеповке Краснослободского уезда было не так много рекрутов.

Усман Уразмаметев  61 участник Персидского похода Петра I:  в Баке умре(Дашка-Сунчалей-Сафар-Уразмамет-Усман)

Ханей Кидыров (Уразмаметева)20  участник Персидского похода Петра I:  в Баке умре(Дашка-Сунчалей-Касим-Кидыр-Ханей)

Мухай Алеев (Смаилов) 15  участник Персидского похода Петра I:  в Баке умре (ветка Дашка-Ишмакай-Смаил-Алей-Мухай)

Асай Шабаев 26 отдан в рекруты в 1771 году (ветка Дашка-Сунчалей-Сафар-Уразмамет-Усман-Шабай)

Давыд Шабаев 19-отдан в рекруты в 1767 году (ветка Дашка-Сунчалей-Сафар-Уразмамет-Усман-Шабай)

Абдрашит Якупов (Алеев) 8-отдан в рекруты в 1766 году (ветка Дашка-Алмакай-Байтемир-Алей-Якуп)

Муртазы Мухаева 2-й сын Салех в прошлую ревизию 7 лет отдан в рекруты в 1829г. (ветка Дашка-Алмакай-Байтемир-Алей-Якуп-Мухай-Муртаза)

Баторша Кадралеев  (ветка   Дашка-Ишмакай-Ибраим-Бегей-Елмамет -Ханмурза-Кадралей)   рекрут в 1811 году

Ибрай Умяров отдан в рекруты с 1833 года    (ветка   Дашка-Ишмакай-Ибраим-Бегей-Елмамет -Ханмурза)

Умяра Хантьева брат Бадай отдан в рекруты с 1830 года (ветка Дашка-Ишмакай-Ибрагим-Бегей-Елмамет-Ханмурза)

Сеитгарый Сулейманов  (ветка Алмакай-Байтемир-Алей-Якуп-Сулейман)   отдан в рекруты в 1806 году

Ибрай Мусалов  (ветка Алмакай-Байтемир-Алей-Якуп-Мусал ) -отдан в рекруты в 1811 году

Башир Мустафин сын (внук Юсупа Бахтеева)  по отдаче в рекруты служит Бутырского полку во второй гренадерской роте.

Для полноты картины мне не хватило ревизских сказок по Дашкино, Резеповке и Аюповке за 1850 и 1859 годы.

По ревизской сказке 1834 года у Хабуна Усеева (1773 г.р.) было два сына Сайфетдин 6 лет (1828 г.р.) и Шамсетдин 1 года (1833 г.р.)

Это ветка (Сунчалей-Касым-Кидыр-Енбек-Бегиш-Усей). Если они уехали, должна быть запись в ревизских сказках по 9 или 10 ревизии.

По указанной в статьях родословной Гаруна Тазиева у Сайфутдина был сын Тазитдин(1828(36)-1898), у Тазитдина был сын Сабир (1885 г.р.). Год рождения Тазитдина не может быть 1828, это год рождения Сайфетдина, его отца, дата рождения должна быть не раньше 1846 г.

Эта ветка свою фамилию так же не сохранила, или скрывали свое происхождение по  тем или иным причинам или по “правилу”, что у татар фамилий не бывает, фамилия должна быть от имени отца или деда. Действительно, у большинства татар так и было, пока фамилия не закрепилась в документах уже в советский период. Но нужно принять и то, что у части татар, особенно служилых, фамилия закрепилась и уже давно.

Об остальных предполагаемых потомках князя Дашки

Возможно, что у Беханидов согласно магометанского закона могло быть до четырех жен, и у Дашки была не одна жена, но документально подтвержденной информации нет. Все материалы данной статьи взяты из архивных документов. Первые ревизии из РГАДА. В Пензенском архиве сохранились дела по восстановлению в дворянстве, в которых приводились выписки из подлинных документов более древних. В то же время в выписках перечислялись, в основном, только ветки лиц, подававших прошение на восстановление.  Остальные ветки могли не перечисляться. Например, неизвестны потомки Кидыра Ибрагимова сына Дашкина, потомки которого переехали в деревню Погорелый Чирчим. Опять же почти ничего о Бекмае Сунчалееве с сыном Росланом и внуком Иванашем. Они переехали в Среднюю Елюзань.

Есть православные  с фамилией Дашкин – однофамильцы, крещенные ветки или крепостные, взявшие фамилию помещиков?

Каждый случай  нужно поэтапно исследовать по архивным документам.

В селе Наумкино Шемышейского р-на компактно проживают  Дашкины, русские православные. Село мордовско-эрзяно-русское.

На каком этапе они поселились в Наумкино и кто были их предки. Пыталась в свое время провести исследование, обращалась к местным жителям, к известному мордовскому и пензенскому краеведу М.С.Полубоярову. Нужно поднимать архивы.

Даже в Федоровском районе Республики Башкортостан рядом с д.Верхнее Яушево есть русские с фамилией Дашкин. Но, как нам известно, крестившиеся получали совершенно другие фамилии, хотя можно предположить, что они могли каким то образом восстановить родовую фамилию, а род мог обрусеть в результате смешанных браков.

По поводу Даушевых, которые считают себя потомками князя Дашки-Дауша по линии Сунчалея.

Цитирую : “Шежере Абдуллы Даушева составлено на пятиметровой бумаге М. Ахметзяновым в ходе перевода и изучения родословного древа первой части книги «Шежере сорока семей». В данном источнике четко расписано, что Абдулла Даушев был выходцем из Исетской провинции деревни Муслимово, а фамилия Даушевых известна со второй половины XVI в. в Темниковском княжестве (территория современной Мордовии), которое образовалось в результате распада Золотой Орды. От Дауша мурзы пошла фамилия Даушевых. У Дауша мурзы был сын – Дамат, который умер в 1611 г.

Также имеются данные о том, что одна часть родственников Даушевых приняла христианство, и фамилия их стала Дашковы, а мусульманами из Даушевых остался Суинче мурза (1596 г.р.), Ишмекей мурза (1608 г.р.), и Алмакай мурза (1610 г.р.), которые стали продолжателями рода современных Даушевых. О двух последних Даушевых известно лишь то, что их потомки проживали на территории Саратова, а Суинче мурза вместе со своей семьей, переселившись с Темниковского княжества на Урал, остался здесь на припуске как и все ясачные татары. Далее потомки Суинче Даушева основались в деревнях Ахуново, Мало-Ахуново, Муслимово, у озера Юкеле и Кыйдыш.”

Как видим из архивных документов, в Оренбургскую губернию переехали потомки трех сыновей князя Дашки, остались на территории современных Пензенской губернии и Республики Мордовия так же потомки трех сыновей. Сунчалей жил в д.Дашкино, а не на Урале.

Общаясь с представителями Даушевых, единственно, что я поняла, несмотря на проводимые некоторыми из  Даушевых  исследования, изучают Даушевы более поздний период, поколенную роспись рода от Дауша берут из книги “Асар” Р.Фахретдина: Абдулла сын Муслюма сын Хайдаргали сын Альмухамета сын Сунчали сын Давыша. Но у Р.Фахретдина приводятся две версии родословной Даушевых-Дашкиных. Вторая версия записана Р.Фахретдином со слов Губейдуллы Хусеиновича Дашкина.  То есть Р.Фахретдин соединил два рода в один по имени предполагаемого общего предка Давыша-Дашки.  Есть один старинный документ,  в 1672 году купчая  от служилого татарина Сюнбая Сюнчалеева сына Деушева на продажу двух дворов в Темникове Тохтару мурзе Уразову князь Акчурину. Даушев не называется ни мурзой ни князем. У Сунчалея Дашкина неизвестен сын по имени Сюнбай.

По мнению Р.Х.Амирханова : “Даушевы происходят от Чалбак-хана и Урдача-бия и восходят в Абу Бакиру Сиддыку. Род Даушевых, как и многие другие роды наших селений, восходит к Идегею.  Они являются наследниками рода Сарайли татарского племени Мин.” Ссылка Ссылка http://www.tataroved.ru/publicat/murzi/Amirhanov1.pdf

В старинных текстах по Темникову наряду с Дашкиными встречается фамилия Даушевы-Деушевы. Они были так же мурзы (депутат и ахун Абдулла Даушев называется мурзой и мещеряком) и часть имен в начале родословных совпадает, но это еще не говорит о идентичности родов.

У И.Р.Габдуллина  Деушевы – Татарский дворянский род…. Князья Д. в ХIХ в. проживавшие в д. Татарские Юнки Краснослободского у. вернули себе дворянство, хотя и без титула ( ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 8. Д. 203. Л. 2 об.) Видимо, был князь Деуш-Дауш, жил он  лет на 50-100 до князя Дашки. Близкое звучание имени стало причиной, что их соедили  как одного человека.

Последнюю точку в этом споре могло бы поставить сравнение результатов ДНК тестирования одного из Даушевых с ДНК тестом Дашкина и других беханидов.

______

Абу Бакр Сиддык- первый праведный халиф и тесть пророка Мухаммеда.

Одним из первых российское подданство приняло племя Мин, которое занимало очень большую территорию в западной части современного Башкортостана. Владения минцев простирались от левобережья нижнего течения реки Кама, занимали весь бассейн реки Дема и достигали реки Белая в ее нижнем течении, прихватывая часть территории нижнего течения реки Караидель.

Племя Мин пришло на территорию западного Башкортостана во времена завоевательных походов Чингисхана на Запад в начале ХIII века и состояло из разных по происхождению родов. Родоначальник минцев — Санаклы, прозванный «Урдач-бием с тысячью колчанов», был одним из правителей в Мавераннахре (государство на реке Сыр-Дарья). Можно предположить, что Санаклы стоял во главе тысячи (мен). Войско его могло называться Мен садаклы орда — Урда (войско) с тысячью стрелами из лука. С течением времени слово «урда» в воспоминаниях народа превратилось в Урдач, а имя Санаклы–хана постепенно было забыто. Уже поселившись на территории Башкирии, минцы присвоили своему родоначальнику вместо титула «хан» титул «бий» (князь). Так постепенно в преданиях родилось новое имя — Мен садаклы Урдач-бий.

Во второй половине XIV века, в период правления Тамерлана, часть тюрко-язычных родов, подвластных ранее хану Санаклы, вместе с войском Тимура или до него перекочевали в приуральские степи, где надолго сохранили свое старое название «менле» (тысячники). Более того, Менле стало названием для обширного союза родов, занявших долину реки Дема.

После распада Золотой Орды в конце XIV века на ее развалинах образовалось несколько самостоятельных ханств — Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирское, и в 1391 году — Ногайская Орда во главе с Идегеем — предводителем племенного союза Мангыт (другое название Мин). Столицей Ногайской Орды стал город Сарайчик на реке Яик. Большая часть современного Башкортостана входила в Ногайскую Орду.

…Для того чтобы подвластные племена исправно платили ясак государству, необходимо было узаконить, оформить юридически земельные права местного населения. Поэтому сыновья Канзафар-бия предприняли шаги в этом направлении.

«Козябахты, Дистан, Кодабахты, Кодаш князь и четыре сына Чублюка (родственника Канзафар-бия) – Яик-Субы, Кадыр-Субы, Минли-Субы и Идиль-Субы, а также Уразлы Урманов, Аккунды Акманов (сын мурзы), Мамбеткул Теникеев — 11 человек разделили данную им от великого государя жалованную землю….».

Этот юридический документ был оформлен в Москве за подписью царя Алексея Михайловича 9 февраля 1671 года. За эту вотчину минцы всей волостью платили в казну ясак в размере 171 куницы (сусар) и 18 батманов (144 пуда или 23 центнера) меда. Текст этой грамоты хранится в Российском Государственном Архиве Древних Актов. Ф. 1324. опись 1. дело 1007. листы 35—36.)

В приведенном документе четко обозначены границы владений каждого из 11 родов Минской волости. Владения каждого из участников раздела земель получили статус административной единицы — волость, каждая — со своим названием. Так, по Уфимскому уезду: земли, полученные Козябахты, стали называться Минской волостью, владение Дистана (предок жителей деревни Каркали и соседних с ней деревень в Миякинском районе) — Сара(й)ли-Минской, владения Ходай бахты — Чуби (Суби)-Минской, владения Кодаша — Уршак Минской.

По Белебеевскому уезду 8-й род Минли-Сыбы назывался Кульили-Минской волостью, 10-й род Мамбеткула Теникеева — Илькаль (Иликей)-Минской волостью.

Ссылка http://www.usak-kichu.narod.ru/mins.html

_____

Приложение:

карты губерний Российской империи в 1708 году.

карта Пензенской губернии Краснослободский уезд 1881 год

Карта Пензенской губернии 19 век

Карта  Оренбургской и Уфимской губерний 1871 года

Фотографии деревень, где проживали Дашкины

фотографии представителей рода Дашкиных